Почему акцент таможенного контроля на пост-аудите – неизбежная реальность украинской таможни в будущем

В последнее время ведется много дискуссий относительно того, какой должна быть таможня в Украине. В частности активно ведутся публичные обсуждения проекта Плана действий по реформированию таможни, раз

В последнее время ведется много дискуссий относительно того, какой должна быть таможня в Украине. В частности активно ведутся публичные обсуждения проекта Плана действий по реформированию таможни, разработанного Министерством финансов.

По моему мнению, создание идеальной модели таможни, как для государства, так и для бизнеса, предполагает, в первую очередь, рациональное использование ресурсов таможенных органов при обеспечении надлежащего контроля и одновременно содействие торговле, минимизация временных и материальных издержек бизнеса на ведение внешнеэкономической деятельности.

Поэтому среди 19-ти таможенных направлений Плана хочу особое внимание обратить на раздел, посвященный пост-таможенному контролю и аудиту.

Именно таможенный контроль после выпуска товаров, с одной стороны, придает целостность контрольным действиям таможни по обеспечению соблюдения таможенного законодательства участниками ВЭД; а с другой стороны, позволяет существенно сократить административную нагрузку на бизнес на этапе декларирования товаров, путем смещения контроля на этап после выпуска.

Более того, лучшие мировые практики доказывают, что таможенный контроль после таможенного оформления товаров является необходимым инструментом для внедрения большинства мероприятий по упрощению торговли.

Пост-контроль позволяет сконцентрировать контрольные и проверочные мероприятия на наиболее сомнительных субъектах и операциях, учитывая доступность более широкого спектра информации после таможенного оформления и возможность отслеживать движение товара на внутреннем рынке.

Особо «чувствительный» для украинского бизнеса вопрос таможенной стоимости, в том числе, мог бы быть решен, путем реализации пост-аудит контроля таможенной стоимости. По моему мнению, пост-контроль таможенной стоимости создаст условия для устранения конфликта интересов между таможней и декларантами, повысит их ответственность за принятые решения, как при декларировании, так и корректировке таможенной стоимости товаров.

Акцент таможенного контроля на пост-аудите – это не вопрос выбора, а неизбежная реальность украинской таможни в будущем.

И чем раньше мы начнем действительно улучшать это направление, тем раньше получим результат: баланс интересов бизнеса и государства – ускорение и упрощение таможенных процедур без ослабления контроля.

Согласно Киотской конвенции об упрощении таможенных процедур, а также Таможенному кодексу ЕС, нормы которого Украина должна имплементировать в национальное законодательство в соответствии с Соглашением об Ассоциации, таможенный аудит должны выполнять таможенные органы.

Несмотря на это, с 2013 года функция таможенного аудита была передана от таможни в главные управления ГФС в областях.

При этом усилить таможенный аудит налоговой составляющей и трансформировать в более эффективный таможенно-налоговый инструмент, который охватывал бы как вопросы таможни, так и налоговой, к сожалению, до сих пор не удалось.

Об ослаблении таможенного аудита, в том числе, свидетельствует и статистика: в 2012 году в бюджет от таможенного аудита было уплачено более 100 млн. грн., в 2014 – 44,7 млн., в 2016 – 19,2.

Если в развитых странах пост-аудит обеспечивает 30% таможенных платежей, то в Украине это показатель не дотягивает и до одной сотой процента.

Также если говорить о количестве проверок, то, например, документальными плановыми проверками ГФС в 2015 году было охвачено 0,2% субъектов внешнеэкономической деятельности, в 2016 – 0,1%, в первом квартале 2017 г. – 0,04%.

При этом, например, в ЕС существует мнение, что каждый год необходимо осуществлять «таможенный контроль после очистки» в отношении хотя бы 5% участников ВЭД.

Во Франции при таможенном оформлении фундаментально проверяется около 5% импорта, остальные 95% подлежат контролю в течение 1-3 лет после оформления таможенных документов.

При штате 137 таможенных аудиторов в 2016 году было проведено 382 проверки, доначислено 842,6 млн. грн., из которых согласовано 76,6 млн. грн., а фактически в бюджет уплачено 19,2 млн. грн. То есть, в прошлом году из всей суммы доначисленных платежей в бюджет страны поступило чуть больше 2%.

Причинами таких результатов являются, с одной стороны, невнимание к развитию таможенного аудита как в организационном, нормативно-правовом, информационно-техническом, а также кадровом плане. С другой стороны очевидна неэффективная работа системы оценки рисков, неэффективное планирование, необоснованность доначислений, которые потом оспариваются в апелляционном и судебном порядке.

Замечу, что неуплаченные в бюджет суммы доначислений – это фактически не рационально использованные ресурсы, как таможенных аудиторов, так и субъектов ВЭД.

Главной целью пост-аудит контроля должно быть выявление реальных нарушений, а не формальное увеличение сумм доначислений.

При этом основой работы по выявлению нарушителей таможенного законодательства должна стать эффективная система анализа рисков.

Совершенствование системы управления рисками в части организации и проведения таможенного контроля после выпуска товаров предусматривает модернизацию информационных и аналитических систем, в том числе, автоматическое формирование реестра субъектов ВЭД, имеющих возможные риски нарушения таможенного законодательства.

Также важно развивать информационный обмен с иностранными таможенными службами с целью получения необходимой информации об экспортно-импортных операциях.

Система автоматического отбора субъектов ВЭД для таможенного аудита должна основываться на информации:

- «налогового блока» (общая информация по субъекту, результаты финансово-хозяйственной деятельности, «история» предыдущих проверок);

- «таможенного блока» (информация о текущих и прошлых оформлениях);

- «автоматизированной системы анализа и управления рисками» (в части информации о рисках, которые срабатывают во время таможенного контроля и оформления).

Кроме того, при выборе объектов контроля субъектно-ориентированный подход (деятельность отдельного субъекта ВЭД) необходимо дополнять отраслевым подходом (проверки в отношении отдельных групп перемещаемых товаров, например, электроника, товары легкой промышленности и т.д.).

Учитывая, что современная таможня – это в основном автоматическая регистрация таможенных деклараций и автовыпуск (без участия инспектора) товаров (в отдельных странах процент автоматического оформления достигает 90%), приоритетность развития пост-таможенного контроля является безоговорочной и в этом контексте.

Независимо от того, в какой структуре окажется таможня, где будут находиться подразделения таможенного аудита, очевидно одно: таможенный аудит имеет наибольшую эффективность, чем остальные формы таможенного контроля, и составляет 80-90% от всего объема таможенного контроля.

Это мировая тенденция, которая стремительно превращается в эффективную практику. Как быстро будет продвигаться украинская таможня на этом пути, зависит только от нас.

Автор: Начальник таможенного аудита ГУ ДФС в г. Киеве - Кодис Евгений

Топ новостей сегодня

15 Декабря, 2017 Пятница
14 Декабря, 2017 Четверг
больше новостей