Возрождение украинского кино, или Почему «Киборги» стоят сотни «Оплотов»

Главным культурным событием уходящей недели стал невероятный успех проката в украинских кинотеатрах фильма о защитниках донецкого аэропорта «Киборги». За первый уик-энд фильм режиссера Ахт

Главным культурным событием уходящей недели стал невероятный успех проката в украинских кинотеатрах фильма о защитниках донецкого аэропорта «Киборги». За первый уик-энд фильм режиссера Ахтема Сеитаблаева собрал 8 186 701 гривен.

Это новый рекорд по сборам украинского фильма за первые выходные в прокате. Как сообщают дистрибьюторы картины, только за два дня «Киборгов» посмотрели 106 350 зрителей.

Переломный 2017-й год

Украинский кинематограф имеет давнюю и богатую историю. Фильмы Дзиги Ветрова, Александра Довженко, Сергея Параджанова, Юрия Ильенко входят в сокровищницу мирового кинематографа.

Но после 1991 года в Украине практически перестали снимать большое кино, которое привлекает в кинотеатры миллионы зрителей.

И если в России вовремя вспомнили, что «кино является важнейшим из искусств», и государство стало направлять миллиарды в создание исторических фильмов, способных соперничать с голливудскими блокбастерами - «Сталинград», «Викинг», то просмотр украинского кино стал уделом, в основном, самих кинематографистов и критиков. А в успешных коммерческих ремесленных подделках типа сериала «Сваты», кроме украинских денег и гражданства сценаристов, больше не было по сути ничего украинского.

Долгое время самым патриотичным фильмом об отечественной истории считался польский шедевр Ежи Гофмана «Огнем и мечом». Благодаря блистательной игре Богдана Ступки и Александра Домогарова — в этом польском взгляде на освободительную войну запорожских казаков достойно смотрелись образы Хмельницкого и Богуна.

Увы, украинский фильм о великом гетмане режиссера Мащенко оказался провальным. А весьма своеобразный фильм Ильенко «Молитва о гетмане Мазепе» оказался, мягко говоря, непонятым массовым зрителем.

Однако в 2017 году сразу несколько украинских картин стали настоящим прорывом и собрали рекордную, как для отечественного кинематогрофа, кассу.

«Секрет» успешного возрождения национального киноискусства оказался прост. Государство начало выделять на кинематограф деньги. Кабмин выделил в 2016 году на кино 250 миллионов, а в 2017 — 515 миллионов гривен. Не Бог весть какая сумма, если разделить на 27 фильмов, снятых в этом году, но эффект от вложенных затрат оказался весьма неплохим.

Напомню, что в этом году вышел на большие экраны фильм «Червоный». Кино, повествующее о молодом воине УПА Даниле Червоном, поднявшим восстание в сталинском Гулаге, пользовалось популярностью у украинского зрителя.

Также почти 20 миллионов в украинском прокате собрало первое отечественное фэнтези «Сторожевая застава».

Картина рассказывает об украинском школьнике Витьке, который через загадочный портал времени оказался в Киевской Руси в 1120 году, где встретил легендарных богатырей Добрыню, Илью и Олешко, с которыми сражается против половцев и каменного монстра.

У избалованных «Хоббитом» и «Пиратами Карибского моря» украинских тинейджеров фильм получил довольно высокие оценки.

Веселая украинская комедия "DZIDZIO Контрабас" за первый уикенд собрал почти 8 миллионов и впервые в истории возглавил рейтинг прокатного списка в Украине. Главную роль в фильме сыграл Михаил Хома, более известный как Дзидзьо.

И триумфально завершает этот кинематографический год фильм «Киборги» стоимостью в 48 миллионов гривен. Без преувеличения, команда фильма смогла снять честный, без натужного пафоса, пронзительный и яркий фильм о войне на Донбассе. Главным достоинством фильма стали отнюдь не батальные сцены (хотя и и они сняты на уровне самых высоких мировых стандартов), а потрясающие диалоги, в которых герои картины спорят о войне, об Украине и пытаются осмыслить, за что и ради кого они воюют. Сценаристу Наталье Ворожбит удалось не скатиться в примитивное черно- белое противопоставление добра и зла. Важно то, что в «Киборгах» есть и попытка понять мотивацию тех украинцев, которые стали на бок «той стороны». А тяжелый диалог сына червоноградского шахтера правосека «Серпня» с пленным сепаром, сыном донецкого шахтера — заканчивается очень важном фразой — «мы жили в одной стране 25 лет, но мало разговаривали друг с другом». И это тот мостик на оккупированный Донбасс, который позволяет рассчитывать не только на победу, но и на будущее примирение даже с теми украинцами, кто сегодня из-за российской пропаганды оказался по другую сторону баррикад.

«Киборги» стали своеобразным зеркалом для страны, в котором мы можем посмотреть на себя со стороны и понять, как же многое нас объединяет. И в бесконечных спорах, как обустроить Украину, которые ведут в терминалах донецкого аэропорта герои фильма — у каждого своя выстраданная правда. И что споры вокруг генерального плана строительства страны не так важны, как победа над общим врагом. Главное, что представители трех поколений - «Мажор», «Серпень» и «Дед» - почему-то любят Украину, хотя, как неожиданно выясняется, рациональных причин к этому, пока, увы не имеют.

И поэтому «Киборги» для Украины 2017 года чуть больше, чем просто кассовое кино. Сегодня на весах войны - это, возможно, даже больше, чем появление на фронте сотен танков «Оплот» и десятков ракетных комплексов «Джавелин». Потому что в войне побеждают не танки и ракеты, а прежде всего более сильная мотивация людей. И «Киборги»  - это то кино, которое помогает эту мотивацию еще глубже осознать.

В бюджете на 2018 год уже заложено более миллиарда гривен на развитие украинского кинематографа. И если это позволит хотя бы двум или трем украинским фильмам выстрелить и попасть в цель так, как это удалось сегодня сделать «Киборгам», значит точно эти деньги будут потрачены не зря.

Роман Лазоренко

Топ новостей сегодня

24 Января, 2018 Среда
23 Января, 2018 Вторник
22 Января, 2018 Понедельник
больше новостей