Устроить ребенка в детский сад – вопрос не всегда простой независимо от города в Украине. Сложности возникают почти везде: мест на всех не хватает. Правда, в Киеве в этом году ситуация стала чуть проще: после запуска электронной очереди легко отслеживать свободные места в детских учреждениях и, если местонахождение детсада не критично – «пристроить» малыша можно за считанные дни. На сегодняшний день на портале в 567 дошкольных заведений столицы подано 112398 заявок, в детсады оформлены 32324 малышей.
Мы встретились с Инной Антоновной (имя изменено – ред), заведующей одного из детских садиков Киева, чтобы поговорить об особенностях работы детсадов столицы.
На сегодняшний день попасть в государственный садик в столице можно только через электронную очередь – «влиятельные знакомства» не помогут.
«Зайти в электронную очередь не может даже министерство образования. Была ситуация, когда люди звонили знакомым в МОН с просьбой устроить ребенка в конкретный садик – это нереально, никого не устроили. Если крайне нужно отдать ребенка в садик – в системе можно найти заведение, в котором есть свободные места, и стать туда в очередь. Так можно оказаться даже первым или вторым, система подтягивает и направляет приглашения. Я так двум детям выбрала сады и им на следующий день пришли приглашения. Это легально, это нормально, просто родители не умеют этим пользоваться. Но если ты хочешь в какой-то конкретный садик – надо становиться в очередь, как только ребенок родился», – объясняет нам заведующая одного из киевских детских садов.
Где есть места и с какого возраста принимают детей
Прописка в электронной очереди не имеет значения – в столичных садиках принимают детей, даже если они не являются киевлянами. В системе родители могут встать в очередь в пять заведений, в любых уголках города.
Как работает электронная очередь. Инфографика: КГГА
При выборе заведения родители часто ориентируются на расположение сада, в основном киевляне ищут садики возле своего дома. Поэтому, распределение мест является неравномерным. В густонаселенных микрорайонах заведения переполнены более чем 150%, а вот некоторые садики имеют свободные места, например, на Лесном массиве и даже на Печерске, говорят в КГГА.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
- Детский вопрос: где в садики нет очередей
«Группы действительно переполнены, детей много, по закону должно быть 20, по факту их 25-28, бывает по 30. Есть садики, в которых даже по 34. Решится этот вопрос только тогда, когда все учреждения, которые когда-то отдали в аренду, вернутся в коммунальную собственность, в них откроются места для детей, и малышей туда примут. Детей много, но, скажу из практики – трудно, однако работаем, воспитатели детей к школе готовят, и они справляются», – говорит Инна Антоновна.
По данным департамента образования КГГА, наибольшая потребность – в местах для детей 3 – 4 лет, родителям которых нужно выходить на работу. А вот места для детей старшей возрастной группы в детских садах города есть. Между тем, в некоторых садах принимают и совсем маленьких.
«Есть такие учреждения, которые принимают от одного года, у них есть две ранние группы – с года до двух, и с двух до трех. Но большинство садов – с двух до трех, это ясельная группа, и младшая – с трех до четырех. Дальше – группы с четырех до пяти и с пяти до шести», – объясняет заведующая.
Однако, отдавая ребенка в садик, не стоит записывать его в группу, которая не соответствует его возрасту – это не будет полезно малышу. Поэтому, слишком рано ребенка готовить к учебе не нужно.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
- Нужно ли сдавать ребенка в детский сад: все за и против
«Очень часто родители говорят: мой ребенок маленький, но умный, надо нам идти не в ясли, а сразу в младшую. Не надо. Во-первых, в школу их раньше потом все равно никто не возьмет, а самое главное – ребенок психологически еще не готов. Если они в яслях просто играют, то в младшей группе больше идет обучение в игровой форме. В яслях они привыкают и акклиматизируются, в младшей группе их уже больше учат рисовать, там по программе начинаются изучения математических понятий, развивающие занятия по речи», – рассказала Инна Антоновна.
Также никакой пользы не будет, если дети, которых по возрасту еще не берут в школу, еще на год остаются в «выпускной» группе садика.
«Это очень большая ошибка. Пусть ребенок лучше два года посидит в младшей группе, чем два года в старшей. Слушать два года подряд учебную программу ребенку не будет интересно и не даст особого развития, а в младшей группе дети больше играют, им интересно со сверстниками, они больше развиваются. Все должно быть в свое время», – объясняет педагог.
На какое время можно оставить ребенка в садике
Большинство столичных детсадов работают с 7:00 до 19:00, особенно те, которые находятся в спальных районах Киева. Есть такие, что работают с 7:30 до 19:30. Но, если родители не успевают забрать ребенка вовремя – их дождутся.
«Вечером, к сожалению, воспитатели являются определенными заложниками. Как бы они не ссорились с родителями – есть те, кто приходит за ребенком в восемь. Бывает, что попали в пробку, или что-то случилось, мы все понимаем. Но есть люди, которые и не стараются прийти пораньше. А воспитатели не могут уйти, и, хотя их рабочий день закончился в семь, они должны сидеть и ждать, пока не отдадут ребенка родителям. Есть масса теорий о том, что можно вызвать правоохранителей, отвести ребенка в детскую комнату полиции, вызывать социальную службу – это все выдумки: воспитатель с ребенком не имеет права уйти с территории садика», – объясняет Инна Антоновна.
Также в Киеве есть детсады, где дети могут находиться круглосуточно, как в интернате.
«Это садики санаторного типа, там воспитатели с нянями остаются на ночь. Детей туда можно устроить, на выходные их забирают домой, но попасть туда сложнее – их просто гораздо меньше, не более 20», – рассказала нам заведующая.
Чем занимаются с детьми в садиках в течение дня
В большинстве государственных и коммунальных детсадов Киева с детьми занимаются по общегосударственной программе «Ребенок» (комплексная программа развития для малышей от 2 до 7 лет – ред.) – по ней работают около 90% учреждений. Также воспитателям нравится «Я в мире», ее недавно перевыпустили. Но часто педагоги используют элементы других программ, дополняя официальную. Это они отмечают в своих планировках.
«Все зависит от особенностей психологического развития детей. Воспитатели эту разницу знают и чувствуют. В принципе, если в итоге они выполняют все задачи и программу – они свободны в выборе своих методов», – объясняет заведующая.
Серьезно программы между собой не отличаются – только нюансами, формой подачи, но все содержание более или менее одинаковое, говорит педагог. Но есть и новации – в некоторых садах детям объясняют основы современных экономических знаний, которые им пригодятся в жизни.
«Очень часто программы в садах дополняются. Например, заведение работает по программе «Ребенок» и ее дополняют проектами – сейчас очень популярна программа «Афлетод», это экономическое воспитание детей дошкольного возраста. Их знакомят с банковской системой, – конечно, на уровне детского сада, – что такое платежные карточки, как можно заплатить через банкомат или терминал, или платежную систему», – рассказывает Инна Антоновна.
Обучение в садиках проходит в первую половину дня, поэтому важно не опаздывать, объясняет педагог.
«С детьми занимаются в игровой форме, а в старшей группе – это еще и психологическая подготовка к школе. Здесь уже ребенок должен понимать, как проходят уроки в школе, поэтому занятия организацией больше похожи на школьные, а по содержанию – дети играют. В зависимости от возрастной группы у малышей – одно или два занятия, в остальное время – игры», – говорит заведующая.
Все садики в Киеве – украиноязычные. По программе можно учить и иностранные языки – есть английский язык, с дополнительными образовательными услугами может быть немецкий и французский. Это зависит от садика и от того, что хотят дети и родители. День в детском саду – достаточно насыщен. Если воспитатель добросовестный – у него нет времени на отдых: одна деятельность переходит в другую, а еще надо детей вывести на улицу.
«Если с неба не падают камни, нет мороза -15 – по закону и санитарному регламенту дети идут на прогулку. Они и успокаиваются, и для здоровья полезно, и спят тогда лучше», – улыбается Инна Антоновна.
Вторую половину дня дети в саду отдыхают, у них сюжетно-ролевые игры и художественная деятельность, но обучение все же продолжается. «В более легкой форме, но с детьми тоже занимаются – с ними читают, их учат в более игровой форме«, – объясняет педагог. Поэтому, советует: после дня в садике ребенка не следует нагружать избыточным количеством дополнительных занятий.
«У родителей начинается: «давайте мы запишем детей на 325 кружков, и можно еще пять раз в неделю плавание». Это все очень хорошо, но детей важно не перегрузить, потому что потом начинаются проблемы со здоровьем, усидчивостью, восприятием – ребенок страдает и психически, и физически», – предупреждает заведующая детсада.
Питание в детских садах
Режим питания в садах зависит от времени, в который работает заведение, и утверждается его руководителем. Меню составляют заведующий вместе с медсестрой и завхозом, оно заверяется в санитарной службе и очень тщательно проверяется специалистами – чтобы было достаточно овощей, фруктов, качественного мяса и молока. После пристальной проверки утверждается двухнедельное меню – на осенне-зимний и на весенне-летний периоды.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
- Вопрос чиновнику: нужна ли справка для посещения садика в Киеве
«Далее на основе двухнедельного заведующий и медсестра ежедневно составляют меню – с сегодня на завтра. Они выбирают: например, у нас будет гороховый суп с гренками и к нему будет пюре с котлетой из говядины, или пюре с гуляшом. Это зависит от того, что завезла база, что есть в кладовке, количества детей. Затем составляется список, по которому продукты достаются из кладовой, сейчас все рассчитывает специальная программа. Утром приходят повара, в зависимости от графика работы – кто-то с пяти, кто с шести часов утра, – и готовят. С вечера разрешено делать заготовки, но далеко не все», – объясняет заведующая детсада.
В разных садиках меню отличаются – может быть несколько разных блюд. При этом, родители не могут влиять на меню.
«Как бы там сейчас не кричали, что детей в садиках кормят непонятно чем – это неправда. Сады обеспечены нормально – и курятину завозят, и говядину, и молоко свежее, хлеб, овощи, фрукты. В принципе, питание сбалансированное. Возможно, в некоторых садах стоит пересмотреть меню. Родители очень часто недовольны тем, что детям дают зимой соленые огурцы и помидоры, что это очень для желудка и поджелудочной. Но они нужны для того, чтобы дети получали свою порцию овощей и фруктов в год. Здесь если пересматривать – то на уровне министерства образования и министерства здравоохранения саму инструкцию по питанию», – объясняет Инна Антоновна.
Педагог говорит, что в настоящее время детсады столицы хорошо обеспечены провизией, но в некоторых заведениях могут воровать на кухне. «
Заведующий, завхоз и медсестра должны контролировать, чтобы никто не воровал. А уже их контролирует районное управление. Также важен контроль со стороны родителей – если они видят и по меню, и по детям, что малышей не докармливают – должны возникать вопросы к заведующему: что с питанием», – предупреждает она.
Ежедневная стоимость питания в киевских детсадах для младших, средних и старшей групп составляет 19,59 грн, и около 13 грн – за питание в яслях. Родители платят из этой суммы 70%.
Инклюзивное обучение
В киевских детсадах в течение последних лет начали активно появляться инклюзивные группы, хотя это достаточно длительный процесс: нужно согласие родителей, администрации учреждения и специальные подготовка персонала. В целом, все занимает около года.
Справка: Инклюзивное образование – процесс включения детей с особыми образовательными потребностями в общую образовательную среду.
Инфографика: КГГА
«Администрация заведения пишет ходатайство в районное управление, там привлекаются специалисты для обучения воспитателей и психологи для работы с родителями, вводится отдельная штатная единица – ассистент воспитателя. В садиках обычно больше условий, чем в школах – например, на первом этаже в садах уже есть пандусы. В инклюзивной группе не может быть больше 10 детей, из них не более пяти детей с особыми образовательными потребностями, и у них должна быть похожая особенность. Например, если это ребенок с синдромом Дауна, то это особенность умственного развития и, как правило, туда уже не берут детей с задержкой психического развития, так как особенности работы с этими детьми очень отличаются», – объясняет Инна Антоновна.
Педагог отмечает, что родители по-разному воспринимают, что их ребенок будет учиться в инклюзивной группе.
«Так же, как любые взрослые у нас в обществе. Кто-то говорит – это хорошо, мой ребенок должен общаться с такими детьми, они тоже члены общества. Кто-то относится со злостью – «этому ребенку будут уделять больше внимания, чем моему, я не хочу такого», кто-то – средне, кто-то просто молча уходит. Это проблема не просто родителей, это проблема общая для нашего общества», – констатирует педагог.
Она отмечает, что изучение вопроса инклюзивного обучения сейчас очень актуально в пединститутах столицы.
«Например, в Киевском университете Гринченко, в Институте человека, есть целая кафедра инклюзивного образования, где они учат будущих педагогов работать с родителями и с детьми, учат учить воспитателей. Так же при Академии педагогических наук есть кафедры, которые этим занимаются», – говорит Инна Антоновна.
Инфографика: КГГА (для увеличения нажмите на картинку)
«Не думаю, что инклюзия ухудшит качество нашего образования. Я склонна к тому, что она улучшит адекватность нашего общества, потому что пока у нас очень мало эмпатии, и много злости«, – подытожила педагог.
Продолжение читайте вскоре на сайте «Сегодня».
Читайте самые важные и интересные новости в нашем Telegram