Пятница, 22 ноября, 2024
-2.4 C
Киев

Популярные новости

В Киеве среди высоток и бутиков живут козы и свиньи, а на Шулявке находится дом-призрак

Несмотря на то что Киев стремительно разрастается, в глубине многоэтажек до сих пор остались островки сельской идиллии. Мы нашли несколько таких мест в столице.

ИДУТ СУДЫ. В это место, на Позняках, среди элитных новостроек можно водить экскурсии. На усадьбу в глубокой яме, в кольце высоток, сейчас приходят поглазеть, как в зоопарк. А ведь есть на что посмотреть: в одном из дворов между улицами Ахматовой и Княжим Затоном, недалеко от Бориспольской трассы и ветки подземки, в старом доме с 1947 года живет большая семья. Они копают огород, держат коз, свиней, гусей, кроликов и кур. Все — как в настоящем крестьянском дворе. За последние десятки лет новостройки зажали двор со всех сторон, жителей райского уголка стали принудительно выселять с насиженного места. Но для выселения нужны были основания в виде согласия жильцов. А обитатели дома на Батуринской, 12, и 63 соток земли отказались переезжать. В середине 2000-х ушли в небоскребы последние соседи, а подворье Натальи Юрченко оказалось на дне котлована, на 5 метров ниже уровня высоток. С застройщиками не удается договориться до сих пор: то ли высоки требования хозяев, то ли строительные компании слишком жадные.

«Вот судимся. Хотим, чтобы нам дали 6 квартир для моих детей и купили дом на ул. Ижевской, а к нему 20 соток земли, — рассказывает хозяйка участка Наталья Дмитриевна. — Но именно из-за этих 20 соток произошла загвоздка. Застройщику они показались слишком дорогими, и с 2010 года компания уже с нами не договаривается, а ищет возможность под любым предлогом нас отсюда выселить. Оказалось, что не все наши 63 сотки приватизированы. Сейчас судимся. А тут уже другая компания готова купить у нас участок вдвое дешевле, потому что у нас суды идут».

КОЗЫ И ХРЯК. На большом участке когда-то жил дед Натальи, а сейчас — 6 семей. «Дети и родственники живут здесь, помогают по хозяйству», — говорит женщина. Снаружи у нее пасутся несколько коз. «Раньше их было много, но они прыгали на элитный дом №35-а. Залазили в контейнеры для мусора, все разбрасывали. Жильцы начали возмущаться», — рассказывает Юрченко. Заходим во двор, где масса старых вещей. На переднем плане стоит старенький «москвич».

«У нас есть колодец, сделанный моим дедом, но вода жестковата. Поэтому за питьевой водой раз в неделю ездим на «москвиче» к ближайшему бювету. Загружаем его полностью баклажками. А вот цветочник. Летом живем за счет продажи цветов, а зимой нас кормят свиньи. Мы их продаем, как и гусей с кроликами», — хвалится хозяйка. На мини-ферме, где стойкий запах животных, 7 свиноматок, один хряк и 20 поросят! «Было 43 свинки, но часть продали, ведь тяжело содержать». В этот момент подходит девушка и просит помочь. «Это моя дочь Таня, она строит домик для индюков», — объясняет хозяйка. Во дворе большое количество котов. «Если бы не они — все пропало. Из ближайших домов к нам бегают стаи крыс, а коты их ловят», — говорит женщина. Благ цивилизации тут практически нет. «Отопление у нас на дровах. Газ к нам так и не подвели, поэтому пользуемся балонным. Зато есть теплицы, летний душ, погреба, много фруктовых деревьев», — говорит Наталья. Жители новостроек говорят, что такое соседство их вполне устраивает. «Они совсем нам не мешают. А их животные вызывают только положительные эмоции. Это их земля, и если им ничего не могут предложить, пусть не трогают», — считает Тамара.

ПРОТЕСТ С ПОРОСЯТАМИ. Тем временем Наталья Юрченко собирается пикетировать Киевраду, чтобы депутаты разрешили приватизацию земли. Ведь ее стоимость, учитывая, что в соседних районах просят за сотку $7—20 тыс., доходит до $1 млн. Она собирается принести на Крещатик, 36, парочку свинок. «Коз не повезу — они большие. А вот свинки маленькие. В прошлый раз я приезжала, там еще какой-то пикет был, куча милиции, а тут мои поросята начали землю рыть под елками. «Беркут» подбегает и чуть ли не на коленях умоляет забрать свиней», — вспоминает женщина.

Правнучка Кобзаря: «Здесь особая аура»

На Виноградаре, на ул. Брюсова, среди многоэтажек 1980-х чудом сохранились три старинных дома. В одном из них живет София Красицкая — внучка украинского художника Фотия Красицкого, внучатого племянника Тараса Шевченко. «Дед купил этот дом еще в 1905-м, недостроенным, привел в порядок. Сейчас в нем его дом-музей, но он на ремонте. А вот этот сарай — ХVІІ века, он когда-то был 2-этажным домом, в котором жили богатые купцы», — показывает София Казимировна на ветхое строение. Она вспоминает, что вместо пр. Правды, когда-то был глубокий яр, куда было страшно спускаться, на дне его протекала речушка. Потом здесь выращивали виноград, откуда и пошло название массива.

«Мой дом признан памятником архитектуры и охраняется законом. Мэрия хотела принять его на баланс. Но я боюсь, что это может закончиться его сносом и новым строительством, потому оформила собственность на себя. Желающие купить эту землю часто приходят. Но до официальных предложений не дошло. Но я хочу, чтобы тут жили мои внуки и правнуки. Здесь особая аура, с улицы сюда возвращаешься, как будто бы из другого мира», — говорит хозяйка. А вот хозяйка соседнего дома год назад умерла. «Племянники хотят продать место под строительство. Возможно, уже скоро над музеем будет очередная высотка», — обеспокоена София Красицкая. Никакого хозяйства она не ведет. Когда-то у нее было 10 курочек, но их потравили. А сейчас остался фруктовый сад.

Лукьяновка: казак, фазаны и история

Небольшой двухэтажный дом на Лукьяновке когда-то пытались отвоевать коммунисты, а сейчас его пытаются отхватить разные стройкомпании — ведь место то лакомое. В 4-квартирном дореволюционном строении за кинотеатром «Киевская Русь» живет инженер и потомственный казак Юрий Руголь с семьей. Недавно справа от его дома ввели в эксплуатацию элитную новостройку, а слева застройщики уже меряют территорию, где поставить забор для новой высотки. Дом на ул. Коперника,7, известен своим зоопарком: здесь живут десятки редких фазанов, попугаев, павлинов, журавлей, диких гусей, уток и петухов. «Птиц я начал собирать с 15 лет. Ко мне на экскурсии школы детей приводят. Я не отказываю», — рассказывает Руголь. Иногда птицы по ночам издают крики, похожие на сирену. Жильцы высоток сначала возмущались, но потом смирились с пением. Дом, окруженный новостройками, пропитан историей. «Мой дед был казаком в Черниговской губернии. У него было 4 детей, в 1913 году он купил эту землю с хаткой, снес ее и построил домик на 4 квартиры, — рассказывает Юрий Борисович. — Потом дом перешел во владение моему отцу, от него мне. К слову, у меня также 4 детей». В советские времена дом хотели снести. «Я сказал, что не хочу. Суд не помог. И я написал главе президиума ВС УССР Валентине Шевченко. К удивлению, она вызвала меня к себе в кабинет, набрала Ивана Плюща и сказала: найти место или не трогать. И все затихло», — говорит казак. В наше время Юрию Руголю много раз предлагали продать эту землю. «Предлагали обменять на квартиры, продать, но я всегда отказывал. Пытались на меня давить через прокуратуру и налоговую, доказывая, что дом — не мой. Но все тщетно», — говорит Руголь.

В дореволюционном доме есть все: газовое отопление, вода, свет, в саду фруктовые деревья обвисли плодами. Правда, Руголь готовится к войне с новым застройщиком. «Слева застройщик уже вбил клинья для строительного забора. Залезли на мою территорию. Получается, что стены новой высотки будут находиться на месте моего забора. Но я буду бороться — вот главк охраны культурного наследия взял мой дом на контроль. А застройщики дали расписку, что если пойдет трещина, они отремонтируют, а если это будет невозможно, то они снесут дом и построят точно такой же», — убежден потомственный казак.

В тренде

Убийство байкера на Харьковском шоссе: подозреваемый снова пошел под суд

«Дом-призрак»: от сноса застраховали

Этот дом расположен на ул. Машиностроительной, между ст. м. «Шулявская» и Индустриальным мостом. Вокруг трехэтажного частного строения расположились панельки 1976 года. Он находится внутри двора и смотрится довольно странно среди застроенной территории. История дома, как описывают местные, довольно интересна. «Мы его называем «дом-призрак», поскольку оброс разными легендами. Когда в 70-х годах застраивали этот район, дом чудом устоял. Позже ходили слухи, что дом принадлежит художнику, который переехал еще во времена СССР в Швейцарию и застраховал там его от сноса то ли на 100 тыс. франков, то ли на $5 млн. Поэтому, мол, его и не снесли — застройщики как узнают о страховке, дают задний ход», — рассказывает местный житель Алексей Колодяжный.

Дом расположен на перепаде высот, поэтому, если смотреть снизу, это красивый 3-этажный особняк, а если подходить к нему с верхней улицы — старенький одноэтажный домик. «Вы дом купить хотите? — окликнул нас парень. — Не продается. Тут каждый день вроде вас ходят». Как оказалось, сейчас там живут квартиранты. «У них большой сад и грядка. Когда был маленьким, мы бегали туда и, признаюсь, воровали сначала клубнику, потом груши и яблоки», — говорит житель соседней высотки.

Власти хотят отселять

Несмотря на то, что большинство «хат» среди высоток находится на своих участках законно, власти считают, что людей из них необходимо отселять. «Это нужно для улучшения общего вида города, особенно когда идет застройка кварталов. Застройщики как-то пытаются договориться с людьми, мы готовы выступить посредниками. Хотя люди что только ни придумывают, чтобы получить побольше. Недавно при отселении под строительство развязки на пр-те Науки за два дня в одном доме прописалось 14 человек, даже не родственников. А на Позняках должна быть школа, чувствую — она золотой будет, если мы выполним все условия хозяев», — сказал нам замглавы горадминистрации Михаил Кучук.

Китай: дом в котловане

В начале марта 2007 года, в Китае, за год до начала Олимпиады, на весь мир прославился дом семьи Ян, проживавшей в районе Цзюлунпо города Чунцин. Тогда застройка шла полным ходом, на месте небольших частных домиков возводился торговый центр. 280 домовладельцев без вопросов продали свои участки. Однако семья Ян пошла против гиганта. Чтобы заставить не желающую переезжать семью выехать из своего дома, застройщик вырыл котлован под строительство фундамента глубиной 10 метров, так что дом превратился в одиноко стоящий остров.

«Дело не в упрямстве или непокорности, мы просто пытаемся защитить свои права граждан», — заявляли супруги. Даже живя без электричества и воды, семья отказывалась выезжать. На крыше дома стоял флаг КНР. История сразу получила огласку в мировой прессе и даже получила название «nail house», то есть «пригвожденный дом». Власти встали на сторону застройщика. Но все решилось мирно. Супруги достигли соглашения с застройщиком. Им предоставили квартиру в том же районе, а дом снесли.

В материале использованы иллюстрации Григория Салая, Александра Яремчука и Сергея Гальченко.

 

 

Читайте самые важные и интересные новости в нашем Telegram

За последние 7 дней

Последние новости