Рост цен на услуги ЖКХ в Украине – пожалуй, одна из самых горячих и актуальных тем последнего времени. Не утихают споры между производителями и потребителями услуг, политиками и экспертами, однако все познается в сравнении.
Сопоставив столичные тарифы с тарифами Симферополя и Донецка, мы пришли к неутешительному выводу: жители оккупированных территорий платят за коммунальные блага значительно меньше остальных украинцев.
Очень важно понимать, что принципы и специфика формирования тарифов на указанных территориях совершенно разные, а проблемы схожи. Это изношенная инфраструктура, централизация поставщиков услуг (монополия), непрозрачность формирования тарифов и коррумпированность отрасли в целом. Перечисленные факторы являются причиной низкого качества услуг и необоснованно завышенной цены на них. Просто в одних случаях население платит эту цену полностью, а в других — лишь частично.
Для начала посчитаем, во сколько в среднем обходятся услуги ЖКХ для стандартной квартиры площадью 50 кв. м в Киеве, Донецке и Симферополе.
Как видим, в Донецке квартплата ниже почти в 4 раза, а в Крыму — в 1,2 раза, чем в Киеве. Присмотримся к тарифам детальнее, а затем приступим к анализу ситуации.
Политические тарифы Донецка
Как видно на инфографике, тарифы на жилищно-коммунальные услуги в неподконтрольном Украине Донецке значительно ниже киевских. Обусловлено это, прежде всего, тем, что ОРДЛО, живут по модели формирования тарифов, характерной для всей Украины еще несколько лет назад.
Суть этой модели заключается в том, что население платит производителям лишь некую часть стоимости услуг, остальное производители получают в виде дотаций из бюджета. К сожалению, установить размер этих бюджетных дотаций не представляется возможным, так как бюджеты непризнанных республик не публичны. Однако рискну предположить, что процентов на 80 они состоят из средств, выделяемых Российской Федерацией. Интересно, что скажут на это российские налогоплательщики?
Действующая на бюджетных дотациях модель ценообразования выбрана, скорее всего, по следующим причинам.
Во-первых, уровень доходов населения в ОРДЛО гораздо ниже украинских. Отпускать тарифы «на свободу» в таких условиях – самоубийство для действующих режимов.
Во-вторых, распределять денежные средства между предприятиями ЖКХ гораздо выгоднее с точки зрения возможности попадания их в карман отдельных чиновников, чем выдавать их в качестве субсидий населению.
В-третьих, низкие тарифы стали существенным аргументом в политической риторике действующей «власти» — придет, мол, киевская власть в Донецк, получите киевские тарифы.
На этом фоне много нареканий вызывает непрозрачность торговли Киева с неподконтрольными территориями, в том числе и жилищно-коммунальными благами. Известно, что электричество, тепло, воду многие оккупированные города получают от украинских производителей. Как производятся расчеты за услуги – тайна за семью печатями. Неясным остается и вопрос поставок газа на эти территории.
Тарифы Крыма — все выше, и выше, и выше
Приступая к анализу цен на услуги ЖКХ в аннексированном Крыму, необходимо сказать несколько слов о тарифах, действующих на территории самой Российской Федерации. В большинстве случаев они выше украинских, за исключением разве что цен на газ. Это логично, ведь РФ является одним из крупнейших его добытчиков и поставщиков на мировой рынок. В целом же «приплывший в родную гавань» Крым уверенно движется к среднероссийским тарифам, однако происходит это постепенно, видимо, во избежание нареканий со стороны населения.
В этом году крымчан ждет еще целый ряд повышений тарифов на услуги ЖКХ. В силу географической специфики полуострова и некоторых природных факторов, себестоимость ряда услуг в Крыму может быть существенно выше, чем в самой РФ. Это касается, прежде всего, поставляемого по так называемому энергомосту электричества, а также весьма проблематичного без участия Украины водоснабжения.
И напоследок давайте посмотрим на ситуацию глазами украинского гражданина, который платит космические деньги за жилищно-коммунальные услуги. Ситуация в Крыму, в общем-то не вызывает нареканий: де-факто он неподконтролен Украине и оккупанты вольны устанавливать там любые тарифы. А вот по поводу Донецка вопросов много: поставляет ли Украина в регион энергоресурсы, воду, и если – да, то по каким ценам? Оплачиваются ли эти поставки, и если – да, то, опять же, – каким образом? Не давая ответы на эти вопросы, власть создает еще один повод для недоверия ей и провоцирует жесткую ответную реакцию общества в виде блокад и других акций протестов. А они, происходя на линии огня, могут иметь непредсказуемые последствия.
Материал создан при поддержке Фонда развития СМИ Посольства США в Украине. Взгляды авторов могут не совпадать с официальной позицией правительства США.
Supported by the Media Development Fund of the U.S. Embassy in Ukraine. The views of the authors do not necessarily reflect the official position of the U.S. Government.
Станет ли город богаче по сравнению с прошлым годом, на что денег выделят больше, а какие статьи расходов сократят: депутаты Киевского городского совета приняли на рассмотрение главный финансовый документ города ― проект бюджета на следующий год. Проголосовать и принять его депутаты должны 13 декабря.
Что такое бюджет, как он наполняется и на что тратится
ДОХОДЫ. Бюджет Киева ― это своеобразный кошелек, который наполняется деньгами из нескольких источников. Во-первых, это налоги, которые платят городу предприятия и его жители: НДФЛ, налог на прибыль предприятий, акцизы, плата за землю, единый налог и другие. Во-вторых, это неналоговые поступления: доходы от собственности и предпринимательской деятельности, штрафы, плата за предоставление админуслуг, госпошлины и т.д. В-третьих, доходы от операций с капиталом, например, деньги от продажи земли или бесхозного имущества. В-четвертых, это межбюджетные трансферты, например, дотации и субвенции из государственного бюджета.
РАСХОДЫ. Весь «заработок» столичной казны делится на два фонда ― общий и специальный. Размер первого ― всегда больше. Деньги из него идут на зарплаты, соцобеспечение (помощь малообеспеченным семьям, детям под опекой, матерям-одиночкам, льготы ветеранам войны, субсидии и т.д.), использование товаров и услуг (оплата «коммуналки» госучреждений и т.д.), текущие трансферты (дотации юрлицам или другим бюджетам и т.д.) и прочие расходы (например, материальную помощь гражданам Украины, которые пострадали во время пребывания за границей и т.д.).
Доходы специального фонда ― это целевые средства. Например, деньги, которые взыскали с предприятий за причиненный вред окружающей среде. Их направят на ее же охрану. Сюда же зачисляются «заработки» бюджетных учреждений, которые потом тратятся на их же нужды.
Как и сколько хотят заработать
В следующем году Киевские власти планируют потратить на город 54,9 млрд грн ― почти на 11% больше, чем запланировано на 2018-й (49,1 млрд грн). В пересчете на доллары доходы городской казны вырастут, как ожидается, с $1,63 млрд в 2018 году до $1,87 млрд в 2019-м (для расчета мы использовали запланированный на 2019 год курс – 29,4 грн).
Бюджет следующего года рассчитали с небольшим профицитом в 1,9 млн грн. Проще говоря, заработать хотят чуть больше, чем потратить. Общий фонд городской казны планируется с профицитом в 11,3 млрд грн, который, как ожидается, до копейки перекроет дефицит специального фонда.
Традиционно, больше всего денег ― 70% ― в городской бюджет планируют собрать в виде налогов: подоходного налога с физлиц (20,8 млрд грн), налога на доходы предприятий (4,2 млрд грн), единого налога (5,4 млрд грн), акцизного налога (1,8 млрд грн) и других.
Киев, как ожидается, в 2019 году получит 13,8 млрд грн в виде трансфертов из государственного бюджета ― на 3,6% меньше, чем в 2018 году. А учитывая инфляцию, недостаток вливаний из госбюджета будет еще ощутимей. Поэтому городу, вероятнее всего, в следующем году придется больше рассчитывать на свои силы.
Как и на что хотят потратить
Рекордную сумму ― 17,4 млрд грн ― хотят потратить на образование. В прошлом году на финансирование этой сферы из городской казны ушло на 28% меньше. Как отметил Андрей Странников, председатель постоянной комиссии Киевсовета по вопросам бюджета, деньги направят на реконструкцию и ремонт учебных заведений, закупку школьного инвентаря, выплату зарплат, премий и стипендий.
Пятую часть бюджета ― 10,7 млрд грн ― хотят потратить на сферу здравоохранения. Средства, как ожидается, пойдут на строительство и реконструкцию медучреждений, покупку спецоборудования, зарплату работникам, санаторное лечение детей, больных туберкулезом, и медико-социальную защиту детей-сирот.
На уровне 2018 года планируют оставить финансирование сферы соцзащиты. Здесь деньги направят на выплату государственных пособий, компенсаций, предоставление льгот и субсидий и другие нужды.
Как ожидается, увеличится финансирование капитального строительства: с 5,1 млрд грн в 2018-м году до 6,1 млрд грн в 2019-м. Объектов, на которые планируют потратиться, выбрали много. Здесь и комплексная реконструкция трамвайной линии и остановки «Контрактовая площадь» (51,1 млн грн), и строительство метро на Виноградарь (1,1 млрд грн), и реконструкция улицы Кирилловской (5 млн грн), и реконструкция моста Патона (15,6 млн грн), и строительство фонтанов на Русановке (0,35 млн грн), крематория (0,4 млн грн), мусороперерабатывающего комплекса (4 млн грн), пешеходного моста между парками «Крещатый» и «Владимирская горка» (115,6 млн грн) и много чего другого. На эти деньги планируют также покупать жилье участникам АТО и другим льготным категориям населения, строить и реконструировать учреждения образования, здравоохранения и объекты коммунальной сферы.
На реализацию 341 проекта общественного бюджета в 2019 году из городской казны планируют направить 150 млн грн. В 2018 на 141 проект выделили такую же сумму.
Сколько планируют дать районам города
Как ожидается, в 2019 году увеличится финансирование каждого из районов Киева. Меньше всего денег, как и в этом году, планируют направить Печерской районной администрации (0,9 млрд грн).
Самую большую сумму, как ожидается, в следующем году получит Дарницкая районная администрация ― 2,3 млрд грн. Ее лучше всего финансируют и в этом году ― 1,8 млрд грн. В такой же сумме в 2018-м выделены деньги на Днепровскую и Деснянскую районные администрации.
В каждом районе Киева на следующий год при достаточном финансировании планируют отремонтировать и реконструировать множество объектов. Например, в Шевченковском районе столицы хотели бы провести капремонт библиотеки им. Мицкевича, помещений детского лагеря «Зачарованная долина», ремонты детских садов и школ, обустройство спортивных площадок района. В Соломенском планируют реконструировать среднюю школу №22, Дворец детского и юношеского творчества, детский сад №306, построить стадион на улице Героев Войны. В Дарницком ― реконструировать детский сад №345 и отделение ранней социально-медицинской реабилитации детей с ДЦП, умственно-отсталых детей и детей с поражением ЦНС, построить Центр первичной медицинско-санитарной помощи. В Печерском районе столице реконструкции требует здание средней школы №5, детская музыкальная школа №4, Кловский лицей и другие объекты.
Больше информации по каждому району города ищите здесь.