Четверг, 21 ноября, 2024
1 C
Киев

Популярные новости

Изюминки архитектуры в Киеве: ТОП зданий в классическом стиле

/ Фото: Анатолий Бойко

«Сегодня» продолжает спецпроект, в котором знакомит киевлян и гостей города с архитектурными стилями столичных зданий, возведенных в разные времена. В конце XVIII века на смену вычурному и помпезному стилю барокко в архитектуру приходит сдержанный классицизм с присущими ему простотой, строгостью и монументальностью. В столице в этом стиле было построено не одно здание: начиная от присутственных мест и заканчивая учебными заведениями.

Контрактовый дом: утром и днем торговали, а по вечерам выпивали

Прогуливаясь по Подолу, на Контрактовой площади находим один из ярких примеров киевского классицизма — Контрактовый дом. Построили его в 1817 году по проекту английского архитектора Вильяма Гесте и при участии украинского архитектора Андрея Меленского. Двухэтажное кирпичное здание с симметричной композицией фасадов бледно-желтого оттенка, который тогда был особенно в моде. Главный фасад с центральным входом со стороны площади оформлен четырехколонным портиком, увенчанным треугольным фронтоном. Изначально на первом этаже постройки размещался зал для заключения контрактов, а на втором — помещение для проведения собраний и концертов. В XIX веке в Контрактовом доме кипела жизнь. Во время ярмарок, проходивших с 15 января по 1 февраля, тут выставляли лучшие товары, привезенные на продажу. На втором этаже прилавки с добром ставили вдоль стен с обеих сторон, а посередине — скамейки, на которых торговцы вели переговоры о делах и заключали сделки. Весь первый этаж был отдан под магазины. У входа в здание на колоннах вывешивали объявления о продаже различных товаров. «Контракты» открывались утром, а вечером, как правило, дворянство устраивало в нем пир.

С 1838 года Контрактовый дом выполнял роль купеческого клуба. Здесь устраивались сельскохозяйственные выставки, которые заканчивались празднованием, во время которого участникам вручались похвальные листы и медали. Также тут проходили концерты, разыгрывались благотворительные лотереи, устраивались приемы, балы и маскарады. Дом посещали выдающиеся певцы, музыканты и писатели, такие как Александр Пушкин, Николай Гоголь, Тарас Шевченко, Оноре де Бальзак. В конце XIX — начале XX веков, когда в Киеве уже существовала сеть культурных учреждений, Контрактовый дом теряет свое значение. Помещения начали использовать под общественные нужды, например, убежище, госпиталь, избирательный участок. После революции 1917 года в Контрактовом доме расположилась Торговая академия и музей, который знакомил торговые организации с образцами отечественных и экспортных товаров. Позже здесь находились разные технические училища, дирекция Театра эстрады, а с 90-х и по сей день — Украинская межбанковская валютная биржа.

Здание Контрактов. В XIX веке тут кипела жизнь и на продажу выставляли лучшие товары. Фото: А. Бойко

Октябрьский для дам: с платками и чулками

На склоне Майдана Незалежности находится Международный центр культуры и искусств: когда-то бывший Октябрьский дворец культуры, а в начале XIX века — киевский Институт благородных девиц. Идея создания «храма науки» для будущих дам принадлежала императрице Марии Федоровне, и стоило это казне более 500 тысяч рублей. Построили институт в 1843 году по проекту Викентия Беретти. Здание имело колоннаду, портал-полуротонду и фриз-рельеф с пеликаном, кормящим птенцов, как символ родительской любви. На первом этаже находилась приемная с гардеробом, квартира начальницы, комнаты служащих, больница. На втором — зал собраний, библиотека, классные комнаты, столовая, комнаты классных дам, а на третьем этаже жили воспитанницы.  

В институт принимали девочек 10—13 лет. Особым условием при поступлении было наличие «приданого»: дюжина рубашек и белых платков, 12 пар чулок, 6 простыней и столько же полотенец, 4 салфетки, 2 серебряные ложки (столовая и чайная), серебряные нож и вилка, справка о прививках от оспы. Девушки учили Закон Божий, русский и французский языки, географию, историю, физику и математику, обучались музыке, танцам, пению и рукоделию. После революции здание заняли военные учреждения. Во время Второй мировой войны институт разгромили, а центральный корпус сгорел. Восстановили его в 1958 году, тогда же обустроили зал для зрителей на 1900 мест.

Институт для девиц. Барышень обучали пению и Закону Божьему. Фото: А. Бойко

«Пентагон»: полиция и пожарка с каланчой

Рядом с Софийской площадью на ул. Владимирской, 15, находится монументальное здание, именуемое в народе «Пентагоном» из-за своей необычной формы. Построили его в 1857 году на месте старых городских укреплений, и служить оно должно было как присутственное место. Его возведением занимались сразу три архитектора.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

  • Каким будет музей Майдана в Киеве: построят по проекту немцев

Под одной крышей присутственных мест собрали: городскую полицию, судебную палату, окружной суд, губернскую газету и пожарную часть. Для последних в теле здания даже была выстроена каланча. Эта пожарная башня выполняла две важные функции: была дежурным пунктом спасателей, которые с высоты могли увидеть дым, исходящий от горящего здания, и работала маяком: каждый вечер в ней зажигали фонарь с зелеными стеклами, что служило сигналом для включения уличного городского освещения. С 1900 по 1909 год площадь здания увеличили, надстроив еще два этажа. А в 1934 году судьба монументальной постройки повисла на волоске. Строители коммунизма, озабоченные созданием в Киеве самой большой в мире Правительственной площади, хотели снести присутственные места вместе с другими соседними старинными постройками. К счастью, планам так и не суждено было сбыться: началась Вторая мировая война, и «товарищам» уже было не до площади. Спустя более чем 100 лет назначение присутственных мест кардинальным образом не изменилось. Сегодня в здании размещаются правоохранители, судьи и пожарные.

Постройка. Здание хотели снести ради расширения площади. Фото: А. Бойко

Могилянская академия: академический корпус и бурса

Похвастаться зданиями в стиле классицизма может и Национальный университет «Киево-Могилянская академия». Первая постройка — это трехэтажный академический корпус со стороны ул. Ильинской. Он был возведен в 1825 году архитектором Андреем Меленским для Киевской духовной академии, которую в 1819 году открыли взамен Киево-Могилянской академии. В трехэтажном корпусе находились учебные аудитории и квартиры преподавателей академии, а на третьем этаже  — общежитие студентов. В 1846 году по проекту архитектора Павла Спарро были достроены дополнительные помещения, а в 1864 году корпус перестроили в стиле позднего классицизма. В ХХ веке на втором этаже корпуса «поселился» штаб Днепровской военной флотилии. Новые «постояльцы» внесли свою лепту в оформление фасада корпуса. Так, на фронтоне внутреннего входа, обращенного к Богоявленскому собору (храм снесли в 1935 году), была нарисована раскрытая Библия. Когда на месте собора появился плац, изображение переделали на свою эмблему в виде якоря с лозунгом «Партия — ум, честь и совесть народа». После возрождения Киево-Могилянской академии здание отремонтировали, но изображение с якорем менять не стали. Сейчас здесь располагаются факультеты информатики, гуманитарных наук, филологическая библиотека, административные службы.

Вторая классическая постройка академии — двухэтажное здание бывшей бурсы на улице Набережно-Крещатицкой. Возвели ее в 1778 году по проекту Ивана Григоровича-Барского. Удлиненный корпус имел два боковых выступа в направлении улицы, украшенных барочными фронтонами. В 1811 году «общежитие» реконструировали по проекту архитектора Меленского в стиле классицизма: среднюю часть украсил четырехколонным портиком, а пространство над окнами — треугольными фронтонами. В середине XIX века портик заложили кирпичом, переделывая дом под госпиталь. Сейчас тут размещаются: факультет правовых наук, приемная комиссия, научно-педагогический центр доучебной подготовки, образовательные студии.

В тренде

Соскучился за женой и не дали кредит: почему осужденные за ложное минирование звонили «102»

Новый корпус. На фасаде оставили эмблему с якорем и лозунгом. Фото: А. Бойко

Бурса. Классицизм и барокко. Фото: А. Бойко

КНУ: звуки шагов, жилье для Пирогова и библиотеки-близнецы

На период «классического» бума в архитектуре приходится и строительство Первой киевской мужской гимназии и императорского университета Святого Владимира. Сегодня эти учебные заведения знакомы нам как «желтый» и «красный» корпуса КНУ им. Тараса Шевченко.

Центральный «красный корпус» на ул. Владимирской, 58, был спроектирован итальянским зодчим Викентием Беретти как величественная и монументальная постройка. По слухам, смета на строительство здания потянула на 8 млн рублей. Строительство учебного заведения началось в 1837 году и длилось шесть лет. В архитектуре здания все было продумано до мелочей. Даже оба фасада, западный и восточный, были сделаны презентабельно, ибо на тот момент архитектор еще не знал, с какой стороны проложат улицу Владимирскую. Заминка была с цветом фасада. Архитектор якобы предлагал покрасить стены в желтый или же сделать их похожими на гранит, о чем уведомил императора. Однако тот пожелал, чтобы стены были коричневыми, как у Зимнего дворца в Петербурге. Споры о том, почему и как «красный корпус» стал красным, ведутся до сих пор. По одной из версий, здание случайно «покраснело» из-за неправильно смешанных пропорций краски, и, чтобы скрыть эту погрешность, придумали оправдание, что фасад символично выкрасили под цвет красно-черной ленты ордена Святого Владимира. Экспериментировали с цветом и в 1935 году: тогда здание решили перекрасить в абрикосовый, но от такой идеи в дальнейшем отказались.

С 1932 года университет становится Киевским государственным, а имя Тараса Шевченко ему присваивают через семь лет. В 1943 году отступающие немцы подожгли здание, и 70% постройки уничтожил огонь. Восстановили его только в 1954 году.

Есть у «красного корпуса» и свои легенды. Ночью в стенах корпуса можно услышать шаги. Говорят, что это души людей, чьи тела препарировали студенты в университетском морге еще в XIX веке. Ходят слухи и о подземной реке без названия, которая протекает под зданием корпуса, и об уникальной физлаборатории по изучению космических лучей, построенной в 60-х годах под университетом.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

  • В Чернигове исчезает уникальная деревянная резьба старинных домов   

Классический «желтый» Гуманитарный корпус КНУ, который находится по соседству с «красным» на бульв. Тараса Шевченко, 14, был возведен в 1850 году по проекту архитектора Александра Беретти (сына Викентия Беретти). Как рассказывают исследователи киевской старины, хоть и строилось здание под Первую мужскую гимназию, но переехала она сюда только в конце 50-х годов XIX века. Заминка была в том, что до 1857 года гимназическую постройку временно занимали кадеты, ожидавшие, пока достроится их собственное здание. С 1858 по 1861 год должность попечителя учебного корпуса гимназии занимал хирург и педагог Николай Пирогов. Для проживания ему была отведена казенная квартира при здании учебного учреждения. В 1917 году гимназия стала наркоматом просвещения, а после Второй мировой войны тут разместились академинституты истории, археологии, литературы, языковедения. Гуманитарии обосновались в «желтом» только в 1959 году.

По обе стороны от «красного корпуса» находятся здания-близнецы двух библиотек: справа — им. Максимовича, а слева — им. Вернадского. Две идентичные постройки возвели в начале ХХ века в стиле неоклассицизма. Изначально здание, в котором сейчас располагается библиотека им. Максимовича, предназначалось для гуманитарных факультетов. Сама же библиотека была организована при университете еще в 1834 году, но переехала она в новое здание только в ХХ веке. В 1940 году фонд библиотеки насчитывал более 1 млн томов. Во время Второй мировой войны часть книг была вывезена в Германию, а часть фондов была утрачена. Библиотека возобновила свою работу в январе 1944 года. Сегодня тут хранится около 3,5 млн книг.

Что касается библиотеки им. Вернадского, то здание на ул. Владимирской, 62, строилось под библиотечные фонды изначально. В 1964 году тут произошел масштабный пожар. В огне сгорели сотни тысяч книг и рукописей — почти весь украинский фонд. Виновником умышленного поджога тогда признали одного из работников библиотеки. На суде свой поступок обвиняемый мотивировал тем, что хотел отомстить директору библиотеки. Однако причину, почему именно был подожжен украинский фонд, так никто и не озвучил.

Читайте самые важные и интересные новости в нашем Telegram

За последние 7 дней

Последние новости