Величие, вычурность, контрастность цветов, цветочная лепка и скульптуры на фасаде — все это присуще стилю барокко, который был популярен в XVII—XVIII веках. Не обошло модное течение и Киев. В отличие от Европы, где в стиле барокко любили выстраивать дворцы, в нашей столице это веяние отображено на фасадах многих храмов. «Сегодня» продолжает спецпроект, в котором знакомит киевлян и гостей города с разнообразием архитектурных стилей, какими богата столица.
По заказу: дворец от автора Зимнего
В самом центре города, рядом со зданием Верховной Рады находится один из ярчайших примеров барокко — Мариинский дворец, названный в честь императрицы Марии Александровны. Сегодня это легендарное здание является церемониальной резиденцией президента Украины.
Построен дворец в 1752 году по заказу императрицы Елизаветы Петровны. Проект было поручено разработать обер-архитектору императорского дворца Франческо Растрелли, который также был автором Зимнего, Воронцовского и Екатериненского дворцов в Санкт-Петербурге. Руководил работами в Киеве архитектор Иван Мичурин. К слову, есть версия, что зодчий не проявлял особого интереса в проектировании Мариинского. По этой причине киевский дворец якобы стал копией подмосковной резиденции императрицы. Дворцовый комплекс имеет строго симметричную композицию. Главное строение состоит из двухэтажного корпуса и одноэтажных боковых флигелей. Архитектура с четкой планировкой и богатой пластикой фасадов. В окраске дворца использованы типичные для барокко цвета: бирюзовый, светло-желтый и белый.
Сама императрица при жизни так и не побывала в киевской резиденции. Первая царская нога, переступившая порог дворца в 1787 году, принадлежала Екатерине II. За всю свою история резиденция повидала немало: три войны, отречение от престола Николая ІІ, о чем императрица Мария Федоровна узнала, проживая во дворце. А в Гражданскую войну здесь размещался штаб военных.
Два раза резиденцию отстраивали и два реставрировали. Первый раз в 1870 году, по приказу Александра ІІ, после того как в конце ХІХ века пламя уничтожило второй этаж и парадные помещения дворца. Работы вел архитектор Карл Маевский, руководствуясь старыми чертежами. После реконструкции аутентичным остался первый этаж, а второй уже был сделан в стиле необарокко. Второй раз дворец отстраивали в конце 1940-х, после Второй мировой. Во время войны в здание попала бомба, разрушив его центральную часть. Масштабная реставрация проводилась с конца 1979 по 1982 год. Как и в 1870 году, реставраторы руководствовались чертежами Растрелли. Последний раз Мариинский закрыли в 2007 году, и работы до сих пор продолжаются. Реставраторам удалось восстановить первоначальный цвет фасада. Снимая слои краски, мастера добрались до самой первой. Проведя исследования, изготовили краску, которой и окрасили внешние стены дворца.
Мариинский дворец. Роскошная резиденция была построена в 1752 году придворным архитектором Его Величества Франческо Растрелли
Подол: церковь — часть резиденции
Еще одно творение Растрелли — Андреевская церковь на одноименном спуске. Этот храм строился в комплексе с Мариинским дворцом как единая Киевская царская резиденция. В 1744 году Елизавета Петровна собственноручно заложила три кирпича под будущий храм. Растрелли удалось соединить в архитектуре церкви русское и западное барокко. Проектные чертежи храма и профили Андреевского холма разработал Иван Мичурин.
Однокупольная церковь имеет форму креста, в углах которого размещены декоративные башни на массивных столбах. Снаружи они украшены пилястрами и прикрыты тремя парами колонн с капителями. Вся масса церкви опирается на двухэтажный дом-стилобат. В нем по восемь комнат на каждом этаже, а стены этой конструкции служат фундаментом для церкви. К слову, на строительство святыни было потрачено 23 500 кирпичей, 28 970 пудов гвоздей, а на позолоту верхов потратили 20 листов золота.
Торжественное освящение церкви состоялось в 1767 году. Однако из-за серьезных проблем во внешней и внутренней политике империи царский двор охладел к храму, и в 1768 году его передали Киевскому магистрату. С 1785 года церковью занималась Киевская городская дума. Богослужения в Андреевской церкви велись до 1932 года, после чего храм был закрыт советской властью. В 1941—1945 годах тут снова стали править службы, а с 1949 года в стилобате церкви разместилась Киевская духовная семинария.
В 1961 году якобы из-за аварийного состояния постройки храм закрыли. В этом же году на советские экраны выходит фильм «За двумя зайцами». Декорациями в картине стали старый Подол и Андреевская церковь, в которую идут венчаться главные герои. Для посещения святыню, которая стала музеем, открыли через семь лет. В 2009 году начали укреплять аварийный склон под храмом, а в 2015-м церковь снова закрыли для посетителей и стартовала ее реставрация. Закончить работы планируют до 2020 года.
Церковь. Первый кирпич в 1744 году заложила Елизавета I. Фото: С. Ревера
Храм: первый с золотым куполом
В стиле украинского барокко построен и Михайловский Златоверхий собор. Святыню возвел в 1108—1113 годах внук Ярослава Мудрого киевский князь Святополк Изяславович. Храм стал первым, на котором установили позолоченный купол. На протяжении веков комплекс построек Михайловского монастыря расширялся. К самой древней церкви пристраивали новые и новые святыни. Значительные изменения собор претерпел в течение XVII—XVIII веков благодаря украинским меценатам. В 1713 году была построена каменная церковь во имя Иоанна Богослова, а в 1719-м возвели каменную колокольню. Увы, святыня не выстояла перед коммунистической властью. В 1934—1936 годах Михайловский Златоверхий собор и колокольню уничтожили ради создания на этом месте правительственного центра, который так и не был построен.
В начале 1990-х святыню было решено восстановить, работы велись по проекту Юрия Лосицкого. Работы начали в 1995 году и завершили в 1998-м.
Михайловский собор. Святыню отстроили, подняв из руин. Фото: С. Николаев
Лавра: кружева и ракушки
Сразу несколько святынь в стиле барокко можно увидеть на территории Киево-Печерской лавры.
При входе посетителей встречает Троицкая надвратная церковь, построенная в 1106—1108 годах и с того времени неоднократно реконструированная. Архитектурные элементы барокко на фасаде храма появились в 30—40-х годах XVIII века. Именно тогда купол приобрел грушевидную форму с ажурным крестом. Восточный и западный фасады украсили пышным растительным орнаментом, вырезанным по свежей известковой штукатурке. В центре в ажурном медальоне изобразили Богородицу, над ней — Иисуса, а вокруг — архангелов Михаила и Гавриила, ветхозаветных пророков и святых.
В тренде
Эхо стрельбы на Чаадаева: как в Киеве наказывают злостных должников и что делать соседям
У входа. Надвратная церковь. Фото: А. Яремчук
Недалеко от церкви Рождества Пресвятой Богородицы, во дворе Дальних пещер, находится восьмигранная двухъярусная каменная колокольня, построенная в 1761 году лаврским мастером Степаном Ковниром по проекту архитектора Петра Неелова. Все фасады колокольни украшены кружевом тонкого лепного орнамента с растительными мотивами. Венчает колокольню грушевидная позолоченная баня с четырьмя пирамидальными шпилями. В 1959—1962 годах колокольню капитально отреставрировали: баню, крест и шпили покрыли медью и позолотили, использовав около трех килограммов золота.
Еще одно детище Степана Ковнира можно увидеть с восточной стороны Успенского собора — корпус бывшей пекарни с проскурней, а сейчас — Музей драгоценностей Украины. Постройку так и назвали в честь ее мастера — Ковнировский корпус. Ныне это одно сооружение, но построено оно было из двух частей в разные годы. Южную, которую возвели в XVII веке, мастер реконструировал в 40-е годы XVIII века, надстроив второй этаж. Северную часть Ковнир построил в 1744—1745 годах. Фасад корпуса украшен пятью фигурными фронтонами с элементами резьбы. Два из них по своим формам близки к боковым фронтонам Успенского собора, над которыми также трудился Степан Ковнир. Окна постройки украшены изображениями ракушек в полукругах. В годы фашистской оккупации Ковнировский корпус был частично разрушен. Восстановили его в 1963 году.
Колокольня. Украшена лепниной. Фото: А. Яремчук
София: колокольня и брама
Еще один шедевр архитектуры в стиле барокко — колокольня Софийского собора, расположенная на одноименной площади. Построили ее в 1706 году, за средства гетмана Ивана Мазепы, на месте древнего оврага, из-за чего ее верхние ярусы начали быстро разрушаться. В марте 1744 года под руководством зодчего Иоганна Шеделя колокольню начали реконструировать. Третий и частично второй ярусы разобрали, а новые построили в стиле барокко. В 1851—1852 годах колокольню снова реконструировали по проекту архитектора Павла Спарро. Тогда был надстроен четвертый ярус, и высота колокольни достигла 76 метров. От первоначальной постройки до нашего времени сохранились лишь первый ярус и часть второго. Несмотря на это, архитектура и декор колокольни выдержаны в одном стиле. Фасад украшен фигурами ангелов в виде украинских парней в подпоясанных кафтанах, масками, гирляндами и даже геральдическими двуглавыми орлами.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
- В «Софии Киевской» обновят фрески и мозаику
Восточный фасад, обращенный к Софийской площади, декорирован на третьем ярусе фигурами апостола Андрея и князя Владимира, а западный фасад, обращенный к монастырскому подворью, украшен фигурами архангела Рафаила и апостола Тимофея. Сегодня фасад колокольни бирюзовый, а лепнина белая, однако после первой реконструкции цвет стен был синим, а фигуры святых, ангелов и маски — разноцветными. Перекрасить колокольню хотели в 50-х годах во время реставрации. Три варианта росписи разработал научный сотрудник Академии архитектуры Григорий Логвин. В первом варианте он предлагал кобальтовый голубой с белой лепниной, во втором — сине-зеленый с разноцветной лепниной, а в третьем — ультрамариновый с белой лепниной и золотистыми вкраплениями. На худсовете вариант №2 одобрили, но не утвердили. Одному из присутствующих показалось, что на нем изображены «петлюровские цвета».
Софийская колокольня. Бирюзовый фасад и белоснежная лепнина. Фото: А. Бойко
Есть в комплексе Национального заповедника «София Киевская» еще одна жемчужина барокко — брама Заборовского: западный парадный въезд в резиденцию киевских митрополитов на территории Софийского собора. Построили ее в 1746 году, однако в XIX веке, во время строительного бума, ворота оказалась в глухом переулке. В 1823 году постройку практически разобрали. Уцелел только западный фасад с гербом митрополита Заборовского, украшенный двумя парами колонн, высоким фигурным фронтоном с сочным растительным орнаментом, который имитирует листья винограда.
Брама Заборовского. Парадный въезд в резиденцию митрополитов. Фото: А. Яремчук
Утраченные шедевры
К сожалению, не все храмы в стиле украинского барокко уцелели до наших дней. Многие были снесены в 1930-е годы, чтобы возвести очередную соцпостройку. В 1935 году пошла под снос Богоявленская церковь Братского монастыря, построенная в 1690 году. Разобрали и колокольню, которую проектировал мастер Степан Ковнир. Исчезла могила Петра Сагайдачного, которого похоронили на территории монастыря. Сейчас на месте шедевра — один из корпусов Киево-Могилянской академии. В 1934 году снесли собор Святого Николая (Большой Николай), а на его месте возвели Дворец пионеров (ул. Мазепы, 16).
Богоявленская церковь. Фото: carabaas.livejournal.com
Читайте самые важные и интересные новости в нашем Telegram