Недавно Киевсовет одобрил разработку новой транспортной программы, которая уже к 2024 г. должна повысить безопасность на дорогах и полностью реформировать систему общественного транспорта в столице. Помимо различных предложений, там отмечалось, что к назначенному в времени в Киеве исчезнут маршрутки. Сайт «Сегодня» разбирался, действительно ли это так, что сможет предложить новая программа и нужны ли вообще городу маршрутки?
Запрещать маршрутки не будут, но их количество сократят
В начале октября депутаты Киевсовета приняли решение о разработке Городской комплексной целевой программы по развитию транспортного обслуживания населения и обеспечению безопасности дорожного движения на 2019–2024 гг.
Готовый документ должны представить в течении 6 месяцев после принятия такого решения. Но уже сейчас власти рассказывают, какие изменения они запланировали. Так, предлагается обновить парк автобусов, троллейбусов и трамваев, а также убрать с дорог маршрутки. Сейчас более 40% маршруток в столице работают незаконно, никакого контроля за этой сферой нет, а вот дополнительные проблемы маршрутки создают довольно часто.
Разговоры о том, чтобы сделать Киев свободным от маршруток, идут в столице едва ли не каждый год. Но, как правило, дальше инициатив дело не идет, а желтые бусы продолжают курсировать по улицам столицы.
На сайте Киевсовета говорится, что целевая программа должна прописать жесткие правила организации транспортного обслуживания на коммунальных маршрутах. В частности, должны быть четко прописаны процедуры предоставления льгот по оплате проезда гражданам, у которых на это есть право, на всех маршрутках и на единых условиях.
Правда, автор инициативы депутат Киевсовета Александр Пабат отметил, что отказ от маршруток – это всего лишь одно из предложений. Чуть позже Пабат на своей странице в Facebook написал, что маршрутки в Киеве полностью отменять никто не собирается, поэтому панику разводить не стоит.
«Во главе вопроса – обеспечение безопасности и оптимизация транспортной инфраструктуры, в том числе на маршрутах движения общественного транспорта. Что предусматривает приоритетность пассажировместительного подвижного состава. НО! При осознании, что в столице имеются маршруты, где технически перевозку способны осуществить исключительно маршрутные такси. Разумеется, должны быть пересмотрены условия выбора перевозчика, главным образом, исключающие возможность вывода на линию автохлама», – отметил Пабат.
Таким образом, речь об отмене маршруток не идет, но вот их количество может существенно сократиться, ведь многие из них находятся практически в аварийном состоянии, да еще и работают совсем не официально.
Урбанист Григорий Мельничук в комментарии сайту «Сегодня» отметил, что речь идет об использовании крупногабаритного транспорта на главных маршрутах, а не об отмене маршруток в принципе. Но их количество действительно нужно сократить, считает эксперт.
«Речь идет об использовании крупногабаритного транспорта на тех маршрутах, где большой пассажиропоток. Ну, и необходимо сократить количество маршрутов, поскольку их у нас больше, чем нужно, есть много маршрутов, которые дублируются», – пояснят Мельничук.
Что не так с маршрутками
Общественный транспорт в Украине всегда был убыточным. Что касается муниципального транспорта, он давно устарел и нуждается в масштабной реконструкции или обновлении. Да и нельзя сказать, что маршрутки находятся в лучшем состоянии. К тому же с маршрутками в столице постоянно случаются какие-то происшествия. Они попадают в аварии, сбивают людей и врезаются в остановки.
Так, только во вторник, 16 октября, маршрутка около Соломенской площади врезалась в троллейбус и выбила ему стекло своим зеркалом. А в начале октября у маршрутки, которая ехала на Троещину, на ходу взорвалось колесо. Такие новости появляются почти каждую неделю, но ситуация с маршрутками в Киеве не меняется.
Григорий Мельничук также добавляет, что те желтые автобусы, которые ездят по Киеву, – это далеко не маршрутки, а просто коммерческие перевозчики.
«Стоит понять, что тот транспорт, который ездит сейчас, – это не маршрутки, это маленькие коммерческие автобусы без льгот. Еще в 80-е были маршрутные такси, и их смысл состоял в том, что они не имели фиксированных остановок. Это был транспорт, который обеспечивал гарантированное место сидения, там никто не ехал стоя, и проезд там стоил в три раза дороже, чем в общественном транспорте. Т.е. маршрутки были альтернативой личному автомобилю и такси, а не муниципальному транспорту, как это есть сейчас», – поясняет Мельничук.
Так, согласном данным сайта EasyWay,у киевских маршруток сейчас есть около 160 маршрутов. И если в некоторые части города действительно есть резон пускать именно маршрутки, а не троллейбусы или трамваи, то в некоторых местах они совершенно не нужны.
Заменить маршрутки муниципальным крупногабаритным транспортом не так сложно, как кажется на первый взгляд. В Киевской городской государственной администрации в начале 2018 г. сообщали, что для того, чтобы заменить маршрутки в столице и при этом удовлетворить запросы всех граждан, городу необходимо купить еще 231 автобус большой вместимости, 172 троллейбуса и 62 трамвая.
Тем не менее пока что маршрутки продолжают курсировать по улицам города и вряд ли куда-то денутся в ближайшее время. Полностью избавляться от этого вида транспорта Киев не планирует, но вот провести хорошую чистку нелегальных перевозчиков, проверить состояние транспорта и сократить его количество – вполне может.
«Для разных линий, для разных маршрутов нужен разный транспорт, есть небольшие районы, или частный сектор, где стоит несколько отдаленных домов, и где нет смысла использовать крупногабаритный транспорт. И это ниша для таких перевозчиков. А на магистральных улицах действительно большое количество маленьких автобусов создает дополнительное движение и вредит безопасности», – подытожил Мельничук.
Читайте самые важные и интересные новости в нашем Telegram