В этом году власти Киева намерены начать строительство нового, восьмого по счету автомобильного моста столицы, который будет соединять Подол и Рыбальский остров. Заезды на мост будут организованы с улиц Набережно-Крещатицкой и Верхнего Вала, а движение хотят сделать односторонним в сторону Оболони. В КП «Дирекция строительства дорожно-транспортных сооружений Киева» оценили стоимость работ в 200 млн гривен. Редакция Сегодня.ua решила вспомнить, какие мосты Киева являются самыми старыми, длинными и высокими, а также узнать, выдержат ли автомобильные мосты столицы большое количество машин.
Самые старые – мост Метро, Патона и Русановский
Самым старым автомобильным мостом в Киеве является мост Патона, движение по которому было открыто 5 ноября 1953 года. В прошлом году он отметил свое 60-летие. Мост Патона был первым в мире цельносварным мостом. Его уже давно хотят реконструировать, в 2008 году даже был разработан проект в связи с подготовкой к Чемпионату по футболу 2012 года. Планировалось снять железобетонное покрытие и заменить его легким металлическим. Однако из-за финансового кризиса реконструкцию отложили. В 2011 году премьер-министр Украины Николай Азаров заявил, что после окончания строительства Дарницкого железнодорожно-автомобильного моста и Подольско-Воскресенского мостового перехода в Киеве начнется реконструкция моста Патона.
Мост Метро был открыт спустя ровно 12 лет – 5 ноября 1965 года. Он являлся первым метромостом через Днепр в Киеве. Автором проекта и главным инженером стал Георгий Фукс, который также спроектировал Московский мост. Уникальность моста Метро в том, что это первое в мире по размерам прогонов арочное сооружение на сухих стыках. Мост соединяет правый берег столицы с Русановкой, Левобережным массивом, Воскресенкой, Лесным массивом и Гидропарком.
В тот же день 49 лет назад был запущен Русановский метромост через Русановский пролив в Киеве, как продолжение моста Метро. Его открытие совпало с запуском третьей очереди Святошинско-Броварской линии столичной подземки от станции «Днепр» до станции «Дарница».
Несмотря на то, что возраст одного моста уже перевалил за 60 лет, а двум в следующем году исполнится полвека, эксперты призывают не паниковать. Александр Сергиенко, директор «Института города», считает, что в прошлом веке строили на совесть.
«В Советское время обычно проектировали больший запас прочности. Тогда все объекты, в том числе и мосты, строились не только с гражданскими целями, но и с военными. Стратегически, они должны были выдержать нагрузку не просто легковых автомобилей, но и тяжелой военной техники», – рассказал Сегодня.ua эксперт.
Самые длинные – Южный мост, Патона и мост Кирпы
Кроме того, что мост Патона является самым старым в Киеве, он также рекордсмен по длине. Его общая длина составляет более полутора километров – 1543 метра. Ширина проезжей части моста Патона составляет 21 м, а ширина тротуаров — по 3 м с каждой стороны.
Вторым столичным мостом, длина которого превышает километр, является Южный мост. Его длина составляет 1256 метров. Автором проекта и главным инженером стал опять же Георгий Фукс, который спроектировал и мост Метро. Южный мост строили 7 лет, а движение по нему было открыто в день католического Рождества – 25 декабря 1990 года. По мосту также проходит Сырецко-Печерская линия столичного метрополитена. Южный мост соединяет Саперно-Слободскую улицу, Столичное шоссе и Выдубичи на правом берегу с проспектом Бажана и автотрассой на Борисполь на левом.
В тренде
Соскучился за женой и не дали кредит: почему осужденные за ложное минирование звонили «102»
В столице есть еще один мост, длина которого более километра – это Дарницкий железнодорожно-автомобильный мост. Его общая длина составляет 1066 метров. В народе сооружение называют мостом Кирпы – в честь министра транспорта и связи Украины Георгия Кирпы. Строительство моста начали в 2004 году, когда Кирпа занимал министерское кресло. В 2010 году было запущено железнодорожное движение и движение автомобилей с левого берега на правый. В 2011 году открыли обратное движение машин с правого берега на левый в сторону Кончи-Заспы.
Самые высокие – Московский и Южный
В Киеве на сегодняшний день два вантовых автомобильных моста – Московский и Южный, особенность которых в том, что тросы (ванты) мостов соединяются с пилоном. Эти два моста и являются самыми высокими. Раньше функционировал еще один – Рыбальский мост через гавань Днепра, однако сейчас он является исключительно пешеходным и с 2011 года находится в процессе демонтажа. Оба моста спроектировал Георгий Фукс, который был главным инженером и моста Метро.
Московский мост был открыт 3 декабря 1976 года. На этапе строительства и утверждения проекта использовалось также название для моста «Северный». Он расположен в северной части Киева и соединяет правый берег с массивами Троещина, Радужный и Воскресенка. Высота пилона моста составляет 119 метров. В 2005 году на мосту была добавлена дополнительная полоса реверсивного движения. Это привело к возрастанию случаев аварий на мосту и спустя два года реверсивную полосу убрали.
Еще один вантовый мост – Южный – является самым высоким автомобильным мостом Украины. Его высота – 135 метров. На его строительство была потрачена огромная сумма – около 200 миллионов долларов.
За 10 лет – два новых моста
Самым молодым мостом в Киеве является Гаванский, первая очередь которого была сдана в эксплуатацию в 2007 году, а вторая – в 2010-ом. Интересно, что согласно первоначальному проекту мост хотели сделать разводным для прохождения судов, однако потом отказались от этой идеи. Гаванский мост соединяет Рыбальский остров с Подолом, по нему удобно выезжать из центра на Оболонь.
Однако, несмотря на появление Гаванского моста, город все еще испытывает недостаток в переправах через Днепр, считает Александр Сергиенко. «Если сравнить Киев, например, с Прагой, Братиславой и Будапештом, то в этих городах на 1 мост приходится от 130 до 280 тысяч населения города. У нас, если брать реальное население столицы, эта цифра составляет почти 1 млн. Так что семи автомобильных мостов явно не хватает», – подчеркивает эксперт.
При этом автомобильная загруженность Киева, возможно, скоро станет не настолько критичной. Согласно проекту Генплана столицы до 2025 года, в городе появятся два новых моста через Днепр. Один из них пройдет выше Московского моста – от Гостомельского шоссе и до Троещины, а второй, под названием Южный переход, — от улицы Заболотного к садовым участкам Осокорков.
Читайте самые важные и интересные новости в нашем Telegram