Столичное метро всегда привлекало музыкантов возможностью подзаработать. С каждым годом конкуренция между исполнителями в подземке растет. Однако найти поддержку артистам непросто: часто им приходится конфликтовать с полицией и руководством подземки, ведь играть здесь, по правилам метрополитена, запрещено.
ПРОЕКТ. Решить эту проблему попытается активист Роман Яковлев, предложив проект под названием Kyiv Metropolitаn Music Spots. Идея проекта состоит в том, чтобы официально обозначить на станциях метро музыкальные зоны, которые бы артисты могли арендовать почасово на сайте метро, тем самым получая возможность выступать свободно и зарабатывать легально.
«Информация про артистов, время их выступлений и программа будет видна на сайте. Если люди поддержат проект, Киеврада вынесет документ на рассмотрение и в дальнейшем внесет правки в правила пользования метрополитеном», — рассказал нам Роман Яковлев. Руководство метро к инициативе отнеслось сдержанно. По их словам, проект не выглядит реальным, так как создает множество дополнительных рисков с технической и юридической точек зрения.
МУЗЫКА ЛЕЧИТ. Мы решили погрузиться в музыкальную жизнь подземки и узнать, чем живут и как зарабатывают музыканты в метро. Скрипачку Аню мы услышали на станции метро «Лукьяновская». Она виртуозно играла концерт Вивальди и собрала возле себя толпу слушателей. Но минут через 20 к ней подошел полицейский и со словами: «Приказ начальства!» — попросил уйти.
«И так всегда… Как только разогреюсь и начну исполнять сложные пассажи, они останавливают. В подземке я играю уже 6 лет. За час могу собрать 180—200 грн, но случалось, что еле доходило и до 70 гривен», — говорит девушка. И признается, что зарабатывать музыкой ее заставила нужда, помощи родителей не хватало на дорогую жизнь в столице. «Но последние два года я выступаю уже не ради денег, а в удовольствие. Играю все — от классики до попсы, но больше всего люблю импровизировать. Верю, что музыка лечит души. Помню, как играла трогательную мелодию Мирослава Скорика, и один военный на коляске остановился и заслушался. Его спросили: нравится ли ему игра. А он ответил: «Она пытается вернуть мне ноги»… Вот ради чего я играю», — поделилась Аня.
ЗАРЯД ЭМОЦИЙ. Яркий квинтет Romian играет в переходе на Майдане уже два года. Популярность они снискали благодаря каверам на известные хиты. «За два года конкуренция в подземке стремительно возросла. И это только подстегивает нас развиваться. За час собираем 300—400 грн. Изюминка квинтета — красота двух наших девушек, которые играют на виолончели и альте. Парни частенько просят у них телефончик», — рассказал участник квинтета Миша.
Скрипач Эдуард и аккордеонист Павел, выступающие в дуэте в переходах говорят: «Наш конек — The Show Must Go On группы Queen. Только на нем за час мы можем собрать 180 грн. Мне кажется, что наша музыка заряжает пассажиров хорошими эмоциями. Многие подходят и просят что-то сыграть», — поделился Павел.
Дуэт. Скрипач Эдуард и аккордеонист Павел заряжают позитивом. Фото: М. Знак
Еще один необычный дуэт из подземки — флейтистка Маша и скрипачка Таня. «Мы играем классические произведения в собственной обработке. Играем произведения XVII—XVIII века и популяризируем классику!» — говорит одна из девушек.
БАНДУРИСТЫ. Встретились мы и со знаменитым 80-летним казаком-бандуристом Остапом Киндрачуком из Крыма, который играет в переходе на Майдане. «Я играл на улицах Берлина, Мюнхена, на чешских фестивалях. Репертуар у меня тысячелетний, в нем собрана вся история: от песен Киевской Руси до песен Майдана. В бандуре, по легенде, спрятана душа казачья», — поделился бандурист.
В тренде
Убийство байкера на Харьковском шоссе: подозреваемый снова пошел под суд
Фото: М. Знак
Конкуренцию Киндрачуку составляет молодой 28-летний бандурист Паша, который тоже играет на Майдане. «Летом я еще и исполняю песни. Больше всего люди любят «На небі» «Океана Ельзи». Даже просят спеть на бис. В основном играю популярные мелодии и украинские народные песни. Очень люблю исполнять «Скрябина». Могу беспрерывно играть три часа. Часто езжу во Львов на фестивали», — рассказал нам Паша.
Бандуристы. В одном переходе на Майдане играют два исполнителя. Фото: М. Знак
На станции метро «Лыбедская» играет струнное трио Cherry Punch. Девушки исполняли кавер на знаменитую песню Адель Rolling In The Deep. «Нашему коллективу всего два месяца, но что такое любовь публики, мы уже знаем. Среди поклонников у нас больше всего иностранцев, которые не скупятся и на долларовые купюры. А как-то раз к нам подошел бездомный с просьбой сыграть «Картинки с выставки» Мусоргского — произведение, которое знают далеко не все. Нас это поразило: у человека глубокие познания в музыке. Мы тогда исполнили для него еще много классики. Приятно было видеть, как у человека, которого жизнь сильно потрепала, на глазах слезы счастья», — поделились участницы коллектива.
Струное трио. Девушки играют зажигательные мелодии. Фото: М. Знак
Кастинг и лицензии
В метро Нью-Йорка выступают только те музыканты, кто прошел специальное прослушивание со стороны чиновников. В зависимости от времени, музыканты зарабатывают от $30 до $80 в сутки. С 2007 года музыкантам в немецком Мюнхене для выступления на главной площади города нужно получить лицензию, которая стоит 10 евро, успешно проявив себя на кастинге. Артисты здесь зарабатывают около 20 евро в день.
В брюссельском метро музыканты тоже запрашивают официальное разрешение на выступление, которое им выдают после интервью. Играть им можно только в музыкальных зонах, обозначенных спецзнаком. В Париже два раза в год проводится прослушивание, на котором около 350 музыкантов получают аккредитацию, действительную в течение полугода. В Лондоне с 2003 года музыкантам разрешили выступать в метро и выделили для этого определенные участки, утвердили время выступлений и даже громкость музыки.
Все подробности в спецтеме Метро в Киеве
Читайте самые важные и интересные новости в нашем Telegram