Современным продавцам, работающим в нише e-commerce, нужны подрядчики. Большинство команд интернет-магазинов (особенно маленьких и средних) физически не успевают выполнять все операции. Поэтому вполне логично передать на аутсорс самую сложную и трудоемкую часть процесса — логистику. Расскажем, что такое фулфилмент для онлайн-магазинов, что предлагают подрядчики таких услуг и какие преимущества получает продавец.
Фулфилмент: что это?
Это английское слово, в буквальном переводе означающее «выполнение». Под этим термином понимают набор услуг, связанных с транспортировкой и хранением товара: например, от поставщика на склад оператора, со склада — на дом покупателю. Фулфилмент — это все, что происходит с товаром с момента оформления заказа и до момента доставки его клиенту.
Если эту услугу доверяют сторонней специализированной компании, ее называют фулфилмент оператором. В целом фулфилмент предусматривает не только доставку. Это большой комплекс услуг, включающий:
- хранение на складе:
- комплектование заказа;
- упаковку;
- маркировку и стикерование;
- прием оплаты от клиентов;
- работу с возвратами.
Среди дополнительных услуг могут быть обработка заказов с организацией доставки за границу, предоставление отчетов о движении товаров на складе, прямой забор продукции у производителя и многое другое.
Распространенные схемы работы фулфилмента
Есть несколько вариантов работы ecommerce фулфилмента, но наиболее распространены четыре. Рассмотрим их подробнее.
Фулфилмент для интернет-магазина
Если у онлайн-магазина собственная логистика, процедура включает все этапы: от хранения на своем складе до доставки товара покупателю штатными курьерами. При заказе аутсорсинговых услуг можно определить, какие этапы оставить под своим контролем, а какие — передать на выполнение оператору.
Фулфилмент для маркетплейса
Очень большую рыночную нишу занимают услуги обработки, хранения и доставки товаров для крупных магазинов. Обычно задача операторов ограничивается поставкой продукции на склады маркетплейса и иногда — хранением.
Фулфилмент-услуги от маркетплейса
Часто сами крупные торговые площадки готовы выполнять функции фулфилмент-операторов (это распространенная схема FBO — fulfilment by operator). Свои партнерам маркетплейсы предлагают услуги хранения, сборки, упаковки и доставки заказов.
Фулфилмент за пределы страны
Услуги подрядчиков помогают малому и среднему бизнесу закупать товары в других странах или продавать их зарубежным клиентам. Партнеры помогают налаживать контакты, оформлять документы, а также выполняют стандартный комплекс работ.
Стоит отметить, что «чистых» схем работы обычно не существует: например, подрядчикам передают лишь часть услуг, или же компании сотрудничают одновременно с несколькими операторами, распределяя роли. Однако указанные примеры дают общее понимание.
Каким интернет-магазинам нужен фулфилмент?
Основное предназначение этой услуги на аутсорсинге — экономия времени и ресурсов команды интернет-магазина. Максимально это нужно компаниям, у которых:
- нет собственного склада;
- отсутствует персонал, готовый заниматься комплектованием, упаковкой, маркировкой;
- отсутствует возможность содержать свою курьерскую службу;
- нет понимания тонкостей логистики, и проще передать процессы специалистам, чем разбираться самостоятельно;
- достигнут предел собственных ресурсов (например, кончилось складское место), и нужно передать часть услуг подрядчику.
Преимущества и недостатки фулфилмента
Среди плюсов:
- отсутствие необходимости тратиться на свой склад, расширять штат, покупать складское оборудование;
- доступность по сравнению с собственной логистикой. У подрядчиков все процессы налажены, а объемы большие, поэтому тарифы оптимальные;
- возможность значительно расширить объемы, включив услуги адресной доставки;
- передача ответственности за товар и логистику профессиональной компании, что снижает большинство рисков.
Среди минусов:
- необходимость четко рассчитать стоимость услуг фулфилмент-оператора и доходы бизнеса, чтобы оценить окупаемость;
- если оператор окажется недобросовестным, клиенты не будут разбираться, кто виноват в задержке доставки. Для них виновник — интернет-магазин;
- операторы фулфилмента концентрируются преимущественно в мегаполисах.
В целом все негативные стороны нивелируются, если выбрать надежного оператора. Это не проблема: достаточно оценить предложения в своем населенном пункте, проанализировать цены, набор услуг, отзывы клиентов, данные о складах и оборудовании, чтобы прийти к верному решению. Но при этом стоит обязательно лично ознакомиться с мощностями и складскими площадями компании, чтобы убедиться в наличии необходимых ресурсов.